Определен шорт-лист премии PROBA-IPRA GWA 2009

26 ноября в Санкт-Петербурге состоялось итоговое заседание жюри десятого конкурса на получение премии в области связей с общественностью PROBA-IPRA GWA, на котором был определен шорт-лист конкурса.
«Надо сказать, что практически по всем номинациям с легкостью удалось составить список финалистов: сразу выделились сильные работы, которые следуют друг за другом с достаточно небольшим отрывом», - комментирует председатель жюри конкурса PROBA-IPRA GWA 2009 Марина Шишкина, декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

В финал конкурса PROBA-IPRA GWA 2009 вышли 30 проектов.

С шорт-листом  можно ознакомиться на сайте конкурса.

По мнению многих членов жюри, очень удачно зарекомендовала себя новая номинация конкурса - «Лучший проект в области энергетической эффективности и энергосбережения», в которой представлены проекты компаний энергетического сектора из разных регионов. Практически все участник данной номинации продемонстрировали интересные и эффективные решения практических задач. Наименее сильной категорией в этом году, считают судьи, стала «Лучшая работа по теории PR» - действительно яркие работы выделить было сложно.
Всего в конкурсе PROBA-IPRA GWA 2009 приняли участие 135 проектов из 29 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Армавира, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Ишимбая, Казани, Кемерова, Кирова, Красноярска, Московской области, Мурманска, Нижнего Тагила, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова, Самары, Сургута, Тамбова, Томска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Чебоксар, Челябинска, Энгельса и Ярославля - а также из Армении, Украины.
Имена победителей конкурса PROBA-IPRA GWA 2009 будут названы 4 декабря на церемонии вручения премии, которая состоится в Эрмитажном театре (Санкт-Петербург).

Комментарии членов жюри:


Марина Шишкина, декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета:
«PROBA полна жизни. Работ много, все очень разные. Что мне нравится в данной премии - у «Пробы» практически не было «провальных» годов, и это говорит о том, что конкурс живой, полнокровный. Как всегда, активны студенты - это тоже говорит о живости профессии.
Ежегодно увеличивается количество городов-участников. Каждый год выделяются регионы-лидеры - в этом году очень активны, например, Армавир, Челябинск, Сургут, Ханты-Мансийск. В этом году Москва и Петербург перестали быть лидерами: больше половины работ из регионов - и это хорошо.
Порадовало, что в этот раз действительно состоялась номинация «PR-специалист года», которая традиционно была проблемной. Сейчас мы наблюдаем серьезное соревнование действительно сильных профессионалов.
Что касается PR-проектов, четко видны высокобюджетные проекты-«блокбастеры» и низкоресурсные, менее масштабные, но очень интересные проекты - в шорт-лист попали и те, и другие. И это говорит о том, что важна как идея, так и исполнение. Не люблю тяжеловесные проекты, в которые вложено много средств, но которые, на самом деле, не имеют особого отношения к PR. Провели церемонию открытия, презентацию - да, надо показать новый объект, продукт - а в чем идея? Такого уже недостаточно. Хочется видеть находку, нестандартные вещи - вот такие проекты и попали в шорт-лист.
К сожалению, несколько разочаровали работы по теории PR - мало хороших книг. Впрочем, это объяснимо: редко бывает так, чтобы яркие книги появлялись каждый год. То же касается и студенческих работ по теории PR.
Традиционно сильная и очень плотная номинация - по корпоративным СМИ: изданий много, они красиво оформлены и могут конкурировать между собой.
И что еще заметно - очень много в конкурсе «женского труда». Авторы проектов - в основном женщины, очень образованные и высокопрофессиональные. Таково лицо профессии».

Александр Чумиков, генеральный директор PR-агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг», доктор политических наук, профессор:
«Лучший PR-проект - традиционно насыщенная номинация, в которой всегда есть что выбрать. Есть некоторые работы, которые в предыдущие годы оценивались как сильные, но в этом году, наверно, пора отойти от данной практики. Это красивые, масштабные проекты, но, учитывая вложенные в них средства, это неудивительно - например, всемирная парусная регата, организованная автомобильной компанией, или реставрация здания по инициативе банка. Если говорить об интересном, в конкурсе 2009 года это целый пул энергетических компаний, и из Санкт-Петербурга, и из регионов, которые работают над простыми, бытовыми вещами - такими, как исправность электроприборов или внедрение инноваций в системах электроснабжения - однако все это получает качественную коммуникативную поддержку. Пожалуй, наиболее сильные проекты в этом году - те, которые представляют собой какую-то альтернативу кризису. Мне понравился проект Челябинской областной администрации по информационному сопровождению запуску Стана-5000 на Магнитогорском комбинате. Это предприятие в большей степени, чем многие, оказалось в эпицентре кризиса, однако на данном фоне были приложены значительные усилия с тем, чтобы показать, как комбинат, а на его примере - Россия в целом, справляется с последствиями кризиса. В номинации «Лучшая PR-кампания в Интернете» в этом отношении выделяется «антикризисный» сайт города Москвы. О том, что кризис есть, мы все знаем. Теперь аудиторию интересует уже не столько разъяснение сущности и причин кризиса, сколько дееспособность власти по преодолению его последствий и активность в плане общей позитивизации экономики.
Что касается студенческих проектов, в этом году, к сожалению, общий уровень - средний и ниже среднего. Однако на этом фоне выделяются находки, которые отвечают на вопросы, стоящие, не побоюсь сказать, перед мировым сообществом. Например, как оказать реальное воздействие на сетевые сообщества? Так, одна участница провела исследование фотографий, которые пользователи социальной сети «Вконтакте» выставляют на своих страничках. Она выделила те, которые, на ее взгляд, способны негативно повлиять на ценностные установки пользователей и на имидж владельца, провела обсуждение фото в фокус-группах. Затем разослала хозяевам фотографий личные сообщения с разъяснениями. В результате 60% участников исследования убрали данные изображения со своих страничек. Студенты зачастую лучше ориентируются в новых технологиях и, ввиду консервативности старшего поколения, быстрее находят свежие, интересные решения в этой области.
Если говорить о теории PR, то качество работ в данной номинации в разные годы было  неравномерным. В прошлом году здесь были представлены очень сильные работы, поэтому сейчас было бы напрасным ожидать какого-либо качественного скачка. По-настоящему сильных теоретических работ в этом году, на мой взгляд, нет вообще, однако есть неплохие работы прикладного характера - например, книга Романа Масленникова «Суперфирма». Эта книга вполне может восприниматься как справочник, предлагающий готовые схемы и решения, которые можно использовать в работе».

Юлия Грязнова, консультант в сфере коммуникационного менеджмента, председатель Комитета по социальному развитию Российской Ассоциации по связям с общественностью:
«В работах участников хотелось бы видеть новые коммуникативные технологии. К сожалению, таких проектов нет. Все инструменты - старые. Но тогда в данной ситуации хотелось бы увидеть, как минимум, четко определенные цели, более-менее новую технологическую компоновку и самое главное - оценку эффективности. В основной массе проекты участников страдают тем, что эффективность либо не оценена вообще, либо оценка довольно приблизительна. За некоторыми приятными исключениями, которые составляют компании энергетического сектора. Я считаю, что это очень удачная номинация. Хорошо бы каждый год вводить номинацию, посвященную решению конкретных задач. Практичность задач дает хороший результат. Здесь нет PR-открытий, но есть четко поставленные цели, четко прописанные инструменты и конкретные результаты. Пусть это не «PR-балет», а «PR-завод», но этот «завод» работает качественно.
Хотелось бы также отметить два хороших образовательных проекта из регионов. Один, под названием «Напиши мне - я отвечу», сделан, казалось бы, абсолютно непрофессионально. Однако здесь есть четко поставленные цели, четкие результаты, и самое главное - фантастическое трудолюбие человека, который это делал. Простая задача не требует особого креатива - она требует простого же, но чистого решения. Второй проект, из Воронежа, представляет собой попытку вуза создать рейтинг студентов, оценить их личностный капитал. Это очень актуальная задача, в России, к сожалению, еще не решенная.
Из студенческих проектов выделяется уже упомянутая работа Александром Николаевичем Чумиковым работа по исследованию действий в социальных сетях. Здесь нет новых технологий, но есть необычное видение. Проект, креативный по взгляду на ситуацию, креативен и по образу действия. К сожалению, таких работ единицы. Но это уже вопрос не к студентам, а к преподавателям, которые их приучают действовать формально. И с этим надо что-то делать».

Олег Третьяков, главный редактор газеты «Деловой Петербург»:
«Первое, что хочется отметить: те компании, которые после кризиса остались на плаву, и раньше делали качественные корпоративные издания.
Хороши также издания тех компаний, в которых недавно сменился руководитель - например, ГУП «Почта России». Если сравнить издания двух государственных структур - «Почты России» и Пенсионного фонда - то, как они представляют своих сотрудников и клиентов - это небо и земля: «Почта» - небо, а Пенсионный фонд оказывается ниже уровня моря. Однако в любом случае, эти издания вряд ли заинтересуют кого-то помимо сотрудников компании.
Обилие фотографий симпатичных девушек с корпоративных конкурсов красоты свидетельствует о том, что руководители, формирующие «заказ» на подготовку издания, находятся на стадии мужского угасания.
На мой взгляд, газета «Челябинского тракторного завода» - пример хорошей заводской многотиражки советского образца.
Наверно, половину из  изданий, которые я посмотрел, сотрудники постеснялись бы принести домой, чтобы похвастаться друзьям, что они работают в данной компании. Судя по дизайну и содержанию корпоративных изданий, компании не очень-то уважают своих работников,  не тратят деньги на корпоративное издание.  Корпоративное издание нужно делать так, чтобы его было приятно читать, держать в руках и не стыдно принести домой и положить на журнальных столик рядом с другой периодикой, чтобы издание было на уровне профессиональных издателей.  Ближе всех к «идеалу», пожалуй, издание ВТБ, но, к сожалению, вряд ли оно дойдет до всех сотрудников в региональных подразделениях компании».

Мирослав Кошелюк, учредитель агентства «Принцип PR»:
«Относительно корпоративных изданий я, пожалуй, не соглашусь с коллегой из «Делового Петербурга». Мне кажется, что для корпоративного издания качество исполнения не столь важно - это технический вопрос, который можно решить. Главное - это хороший контент. Для меня выделялись те издания, к содержанию которых создатели подошли с душой. В этом отношении мне понравилось издание под названием «Автобан», очень добросовестно сделанное с точки зрения контента. Еще одно издание, которое я отметил, - Market Times.
Что касается работ по теории PR, к сожалению, в данной номинации представлено очень мало работ, они не отражают того, что выходит на рынке. Из того, что подано, я отметил подборку статей Громова, которая построена на описании реальных кейсов. Эти статьи -  хороший материал для хорошей книжки, намного лучший, чем тот, что включен в стандартные учебники.
Если говорить о PR-проектах, то, к сожалению, прорывных проектов нет. Не думаю, что это отражает ситуацию на рынке - скорее это тенденция, требующая некой активности со стороны организаторов PR-конкурсов. На мой взгляд, в последнее время много действительно ярких проектов остается вне поля зрения профессиональных премий.
Очень хорошая работа, на мой взгляд, - проект правительства Ханты-Мансийского автономного округа, создание регионального детского бренда «Буровичок Югорка». В контексте самых разнообразных активностей по продвижению территорий это достаточно оригинальная идея, которая, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки».

Алла Некрашевич, директор Открытого всероссийского конкурса студенческих работ в сфере общественных связей «Хрустальный апельсин»
«Работы очень разные. Есть явно сделанные «для галочки». А есть очень хорошие, интересные проекты. Мне понравились «Росбанк», «Уолт Дисней» - очень добросовестно, системно сделанный проект; регата Volvo Ocean Race. Очень тронули небольшие, простые проекты - например, заявка из Сургута «Северная Мадонна», конкурс красоты беременных женщин - сделано искренне и с душой. Не думаю, что стоило бы разворачивать подобную кампанию в масштабах всей страны, но на уровне своего региона это сработало. Разнообразие представленных проектов радует - всему находится место. Я - за соблюдение принципа «биоразнообразия» в PR. Ведь наша страна очень разная: разные регионы, разные компании - соответственно, и задачи разные. Главное - то, что при этом во всех работах виден смысл и значение работы PR-специалиста».

Сергей Кан, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Санкт-Петербургские электрические сети»:
«В номинации «Лучший PR-проект в сфере энергетической эффективности и энергосбережения» все участники выступили интересно, весьма нестандартно. Меня это приятно удивило. Учитывая то, насколько остро сейчас стоят вопросы энергосбережения, актуальность всех поданных проектов вопросов не вызывает. Есть очень оригинальные идеи, которые можно и нужно внедрять. Интересна и техническая реализация проектов: встречаются разные подходы, каждый из которых по-своему хорош».

Конкурс на получение премии в области связей с общественностью PROBA-IPRA GWA - один из первых и крупнейших отраслевых конкурсов в России. Премия учреждена в 2000 году Северо-Западным отделением Российской Ассоциации по связям с общественностью (СЗ РАСО). С 2004 года конкурс PROBA сотрудничает с международным конкурсом IPRA Golden World Awards, проводимым Международной ассоциацией по связям с общественностью: обладатели российской премии PROBA выходят на соискание IPRA GWA - одной из самых престижных международных наград в области PR.