Интервью с М. Б. Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, председателем оргкомитета конкурса PROBA-IPRA GWA 2005

Санкт-Петербург,  Эрмитажный  театр,  10  ноября  2005 г.


- Когда в 2000  году  вы  стали  лауреатом  конкурса  PROBA в  номинации «PR-персона  года»,  это  было  для  вас  неожиданностью? 

- В  какой-то  степени,  да.  Хотя  в  эти  годы  мы   как  раз  много  работали  с  прессой и довольно активно занимались пропагандой:  ситуация постсоветского  кризиса  -  много  различных  сплетен,  много  клеветы,  много  слухов.  Нужно  было активно заниматься этим, исправлять, выступать. То, что директор музея попадает в поле зрения PR, большой неожиданностью не было.  Эта сфера  деятельности  для  музея  принципиально  важна. 

- Вы  хотите  сказать, что  PR  нужен  культуре  не  меньше,  чем,  например,  политике?
  
- Культуре PR очень нужен. Это не реклама, не пропаганда себя  и какой-то  организации  -  хочу,  чтобы  меня все услышали… Это объективная  общественная необходимость, потому  что  все,  что  мы  делаем,  -  это  наше  служение обществу,  и  оно  должно  передаваться  в  разных  формах.  Музей  выполняет свою  миссию,  участвуя  в  выставках,   проводя  лекции,  и  точно  так  же  он  должен  постоянно  разъяснять  важность  своего  дела,  быть  в  центре  общественной  жизни.  Не только Эрмитаж, но и все музеи Петербурга часто  появляются в прессе и  на  телевидении. И это очень хорошо, потому что каждый шаг Петергофа,  Царского  Села, Русского  музея,  музея  Ахматовой  заслуживает,  чтобы  о  нем  говорили. С  другой  стороны,  я  думаю,  что  культура -  это как раз та сфера общества,  которая обязательно должна быть прозрачной, должна поддерживать открытый  диалог. Опыт показал,  что  самое  лучшее  -  это полная открытость. Правда,  как  говорят, - лучшая политика.  И  здесь для культуры главными помощниками  становятся  журналистика,  PR,  связи  с общественностью. 

- Культуре  нужен  PR. А самой отрасли  PR  нужна ли,  на  ваш  взгляд,  культура? 

-  Обязательно. Что  такое  культура?..  Культура  -  это  ненаследуемая  память  поколений.  Опыт,  традиции,  знания,  которые  способны  передаваться   от  учителя  к  ученику,  от  мастера  к  подмастерью и так далее. Культура дает  возможность  смотреть  на  мир  с  точки  зрения  будущих  поколений,  думать  о  вечных  ценностях,  а  не  о  сиюминутной  конъюнктуре. Так  что,  я  думаю,  в  этом  смысле  культура  очень  важна  для   PR.  Иначе  может  произойти  то,  что происходит, например, с  телевидением,  которое  фактически  оказалось  вне  сферы  серьезной  культуры.  Частично  это  произошло  с  кино…

- К счастью, есть и такие фильмы,  как  «Русский  ковчег»,  который  снимался  в  стенах  Государственного  Эрмитажа  и  проникнут  чувством любви к Эрмитажу.  Если  говорить  об  исторической  ауре:  торжественная  церемония  конкурса  PROBA  проходит  в  Эрмитажном  театре,  что  несомненно  создает  особую  атмосферу  этого  события.  

- Мы чувствуем свою ответственность  перед  теми,  кто  в  этих  стенах  жил.  Здесь  проходила  русская  история.  И  вот  все,  что  здесь  было,  оно  в  эти  стены  вошло,  оно  живет  в  них,  и  мы  должны  помнить  об  этом. 

- Служить  своеобразным  мостиком  из  прошлого  в  будущее?

-  А  это  и  есть  наша  функция,  функция  культуры  -  соединять  поколения. 

- Что  вы  хотели  бы  пожелать  участникам  конкурса  PROBA 2005?

- Я бы пожелал, чтобы в PR было больше понимания культуры. Чтобы  всегда  было понимание,  что  есть  какие-то  вещи,  которые  нельзя  делать  никогда.  Чтобы всегда был правильный выбор в  балансе  между культурой  и  политико-экономической  целесообразностью,  между  культурой  и  развлечением. 
Что  касается  участия   Государственного  Эрмитажа  в  качестве  одного  из организаторов  конкурса PROBA: опыт  показал,  такое  участие  интересно для  нас  и  очень  полезно.  Надеюсь,  что  это  взаимовыгодное  сотрудничество.